Администрация Джозефа Байдена пока не находит баланса в засекречивании и открытии секретной информации. Фото Reuters.
США и Россия ужесточают требования к открытым данным военной значимости
Законодательные меры, предусматривающие совершенствование процессов рассекречивания информации, относящейся к сфере национальной безопасности США, предложенные председателем комитета Сената по финансам Роном Уайденом, были включены в утвержденный 4 августа закон «О бюджетных ассигнованиях на цели разведывательных служб в 2022 финансовом году».
Однако они вошли только в закрытое приложение к этому законодательному акту. Поэтому их содержание и последующая реализация остаются недоступны американской общественности.
ЗАСЕКРЕЧЕННОЕ РАССЕКРЕЧИВАНИЕ
Руководитель проекта Федерации американских ученых по государственной тайне Стивен Афтергуд, автор рубрики «Новости секретности» (Secrecy News), опубликовал статью под заголовком «Новые реформы о рассекречивании секретны».
В статье приведены слова автора поправок к новому закону. «Я остаюсь глубоко обеспокоен неудачами устаревшей системы рассекречивания федерального правительства», – написал Уайден в заявлении, которое было включено в отчет спецкомитета Сената по разведке по новому закону. И отметил, что он удовлетворен включением в этот акт его предложений, направленных на ускорение процесса реформирования системы открытия данных, ранее существовавших под разными грифами секретности.
Один из сотрудников спецкомитета по этому поводу заявил, что засекречивание предложений по рассекречиванию является абсурдом. Он также заметил: «Отбросив в сторону иронию насчет того, что поправки к рассекречиванию могут быть найдены только в секретном приложении, я подтверждаю, что мы следим за их внедрением».
Как пишет Афтергуд, часто выступающий с критикой политики федеральных ведомств в области режима секретности, «требуются некоторые усилия в осмыслении реформ по рассекречиванию, которые сами по себе являются полностью закрытыми». Он считает такой подход парадоксальным.
Но при этом эксперт отмечает, что в ряде государственных структур действуют закрытые руководства по рассекречиванию данных, поскольку в них детализируются точные границы секретной информации. По мнению Афтергуда, во всех директивных документах по раскрытию засекреченных сведений прежде всего должны быть четко определены тематические области данных, с которых снимаются грифы секретности.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ДАННЫХ МИНОБОРОНЫ
В настоящее время в законодательстве США действует около 500 нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности – начиная с закона «О свободе информации» и кончая директивой президента «Национальная политика США в области безопасности систем связи автоматизированных информационных систем».
Однако до сих пор в юридическом поле Америки отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, аналогичный Федеральному закону РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485–1, запрещающему разглашение государственной тайны (ГТ). Конгресс США не раз отказывал в принятии соответствующего закона, и сегодня, как следствие, раскрытие ГТ США вообще не является преступлением. По данным некоторых СМИ и по информации экспертов, федеральные власти нередко по каким-то причинам сами организовывали утечки ГТ в прессе и в открытых документах.
По законодательству США, преследование лиц, нарушающих нормы охраны сведений государственного значения, ведется только за разглашение определенных видов секретной информации. И то лишь при определенных обстоятельствах, что довольно часто приводит к необходимости проверки судами корректности отнесения содержимого каждого документа к тому или иному типу секретной информации.
В США действуют три уровня секретности:
1. «Совершенно секретно» (Topsecret). При разглашении возникает угроза национальной безопасности и возможен «исключительно серьезный» ущерб обороноспособности страны.
2. «Секретно» (Secret). При разглашении возможен «серьезный» ущерб национальной безопасности.
3. «Конфиденциально» (Confidential). При разглашении возможен определенный ущерб национальной безопасности.
За океаном существуют и другие категории ограничения доступа информации, разглашение которой может оказать негативное влияние на национальную безопасность Америки. С марта прошлого года они определяются как «Контролируемая несекретная информация».
Однако, по мнению экспертов МО, защита военной информации не обеспечивается должным образом и не является достаточно надежной. Особенно это относится к данным открытого характера, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности США. А отсутствие перечня конкретной информации, относимой к ГТ, создает трудности и для определения фактов нарушения законодательства лицами, разгласившими такие сведения.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ
6 марта 2020 года замминистра обороны по разведке и безопасности Джозеф Кернан утвердил инструкцию за номером 5200.48 «Контролируемая несекретная информация». В ней определяется политика, распределяются обязанности официальных лиц, установлен порядок обращения с КНИ во всех подразделениях и службах МО в соответствии с исполнительным указом президента 13566 «Классифицированная информация национальной безопасности», частью 2002 раздела 32 Кодекса федеральных правил и Дополнения к Федеральным правилам о закупках МО, разделы 252.204–7008 и 252.204–7012.
Инструкция включает пять разделов. Этим документом, объем которого превышает 40 страниц, обязаны руководствоваться аппараты министра обороны, министерств видов ВС, председателя Объединенного комитета начальников штабов и Объединенного штаба, административные структуры специальных и объединенных командований, канцелярия генерального инспектора МО, самостоятельные управления МО и все другие административные подразделения военного ведомства.
Договоренности, соглашения, контракты и другие документы, фиксирующие достижение согласия инстанций, осуществляющих взаимодействия, требующие доступа к КНИ, включают, но не ограничиваются грантами, лицензиями, сертификатами, меморандумами о согласии и т. п., а также соглашениями об обмене информацией.
В рамках поэтапного процесса реализации программы «КНИ МО», в соответствии с меморандумом Управления по надзору за информационной безопасностью от 21 августа 2019 года, назначение, обработка и снятие обозначения КНИ, включая идентификацию, совместное использование, маркировку, охрану, хранение, распространение, уничтожение и управление записями, должны будут проводиться в соответствии с настоящей инструкцией и указаниями, содержащимися в разделах 252.204–7008 и 252.204–7012 DFARS.
Все несекретные данные МО должны находиться под контролем до тех пор, пока не будут дано разрешение на свободный доступ к ним, в соответствии с инструкциями МО (DoDIs) 5230.09, 5230.29 и 5400.04 или руководством МО (DoDM) 5400.07. Официальная информация МО, которая не классифицируется как КНИ, также должна рассматриваться и оцениваться до ее появления в свободном доступе в соответствии с DoDI 5230.09 или 5230.29.
Важной особенностью инструкции является вменение в обязанность всем военным структурам руководствоваться Национальным реестром КНИ, который издается Федеральным архивом США и соответствующим образом доработан МО. Реестр КНИ МО содержит такие категории, как «Контролируемая техническая информация», «Информация о безопасности критической инфраструктуры МО», «Информация о ядерных двигателях ВМС», «Экспортный контроль» и т. д. В большей части этих категорий объясняется, как обозначенная таким образом информация связана с обеспечением обороноспособности США.
УЧЕНЫЕ НЕ СОГЛАСНЫ
19 июля ФСБ РФ разместила на портале НПА, предназначенном для общественного обсуждения нормативно-правовых актов, проект приказа директора службы Александра Бортникова «Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности РФ».
Проект состоит из двух частей:
I. Сведения в области военной деятельности РФ, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну;
II. Сведения в области военно-технической деятельности РФ, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну.
Первая часть содержит 22 пункта. Еще 39 включены во вторую. В тексте документа указано, что запрещается распространение сведений об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки, о прохождении гражданами РФ военной службы, персональных данных военнослужащих и членов их семей, в том числе адреса проживания, посещаемые образовательные и медицинские организации, используемые транспортные средства и личные средства связи.
Под запретом оказались даже сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие госкорпорации «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности. А также сведения об экспорте и импорте космической техники, о техническом состоянии и готовности к выполнению задач космических аппаратов и многое другое.
Ученые моментально подвергли критике предлагаемый проект. Одним из первых высказался доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, профессор РАН Сергей Попов. Ученый считает, что опубликованный ФСБ перечень включает большое количество пунктов, относящихся к темам, связанным в том числе и с научным исследованием космоса, не являющимся государственной тайной.
«В практике ведущих космических агентств мира такая ситуация считается ненормальной. Принятие такого списка приведет к затруднениям в сотрудничестве с «Роскосмосом» и другими российскими организациями, занимающимися мирным исследованием и освоением космоса, и нанесет ущерб имиджу этих организаций как в России, так и в мире. Кроме того, принятие списка поставит под удар ученых, научных журналистов, популяризаторов науки, рассказывающих об успехах и планах российской космонавтики», – заявил астрофизик.
Популяризатор биологии, член Королевского биологического общества Георгий Куракин отметил, что «проект приказа выглядит абсолютно бесполезным в плане обеспечения безопасности РФ». Но при этом «проект приказа опасен в плане усиления давления на независимых журналистов, ученых, специалистов, чье мнение могло бы помочь в модернизации космической отрасли РФ и тем самым способствовать укреплению ее безопасности». Ученый считает, что «такая тактика выглядит как попытка спрятаться от страшных ночных существ под одеялом». И что «так проблемы безопасности не решаются, особенно в космонавтике».
Существует и ряд других критических высказываний в адрес ФСБ по поводу предлагаемой юридической нормы. Но все критики сходятся в одном: приказ, с виду выглядящий как документ из области безопасности, может ограничить целые области научных. Формально рассуждающему о «Роскосмосе» или пишущему о Российской армии ничто не грозит, если он не передает данные за рубеж и не имеет иностранного спонсора. Но беспокойство вызывает возможность широкой трактовки положений законодательства об «иностранных агентах».
Ученые и просветители направили свои отзывы разработчику проекта приказа через портал НПА и надеются на его доработку. Какова будет ответная реакция – пока непонятно. Но разум все-таки должен восторжествовать.
Владимир Иванов
Обозреватель «Независимого военного обозрения»
Источник: vpk.name